МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ
Важным
условием стабильного развития нашего государства является энергетическая
безопасность. Пути обеспечения энергетической безопасности четко обозначены в
Директиве Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия и бережливость — главные
факторы экономической безопасности нашего государства» [1].
В соответствии с данной Директивой
Министерству образования было поручено разработать программы курсов по выбору,
факультативных занятий и занятий по интересам, связанным с проблемой энергосбережения.
Комплект
указанных программ для учащихся 2–10 классов общеобразовательных учреждений был
разработан в установленные сроки и помещен на сайте Национального института
образования под общим названием «Учимся экономии и бережливости» [2]. Авторы-разработчики
комплекта программ: И. В. Галузо (научный руководитель авторского коллектива),
В. А. Байдаков, Е. В. Гречихо, С. П. Докиш, С. В. Зайцев, С. В. Мацкевич, И. Н.
Потапов.
Следует отметить, что в основу содержания этих
программ положен многолетний опыт работы учителей Витебской области, которые в
постоянном поиске (кстати, на общественных началах) вели эксперимент, апробацию
и усовершенствование их содержания и методов работы с учащимися. К моменту
официального признания программ экспериментом было охвачено более 50 школ
области [3-8].
По
своей структуре и содержанию комплект учебных программ нацелен не на столь
далекое будущее. Это неотъемлемая часть образования, которая уже сейчас должна
способствовать формированию ответственного отношения личности и общества к
природе, материальным, социальным и духовным ценностям.
Любой
вид деятельности, в том числе по воспитанию и обучению, будет результативным,
если он осуществляется целенаправленно и системно. При разработке комплекта
программ авторы исходили из общей стратегической цели: воспитать личность,
интересующуюся важнейшими тенденциями развития планеты, проблемами окружающей
среды, адекватно воспринимающую общественную значимость энергосбережения в
аспекте развития бережного отношения к биосфере, а также обладающую чувством
ответственности и основами необходимых знаний для решения задач в этих сферах
деятельности.
В
соответствии с общей целью поставлены задачи:
·
создать у учащихся целостное представление об
энергосбережении как единой межотраслевой производственно-экономической системе
процессов рационального расходования энергетических ресурсов всех видов и форм;
·
показать необходимость системного подхода к
решению проблем энергосбережения и экологии;
·
раскрыть суть государственной политики в области
энергосбережения и экологии, показать ее связь с состоянием и развитием
мирового сообщества;
·
убедить учащихся в возможности и
необходимости их личного участия в решении проблем энергосбережения и экологии;
·
содействовать формированию культуры использования
энергии и творческого мышления в отношении изыскания резервов энергосбережения
в повседневной жизни;
·
применительно к национальным и региональным
условиям показать практические и экономические аспекты организации
рационального использования энергоресурсов;
·
сделать акцент на понимание физико-химических
и организационных принципов энергосбережения при преобразовании, передаче,
распределении и потреблении энергоресурсов всех видов.
Таким
образом, занятия по интересам, факультативные занятия и курсы по выбору (как
элементы взаимосвязанной и взаимообусловленной системы) должны сформировать у
каждого ученика личную заинтересованность в решении проблем энергосбережения и
экологии, а также отношения к природе как универсальной ценности, чье
существование объективно и не зависит от потребностей человека.
Каждый учащийся должен обладать способностью
понять и объяснить причины взаимодействий как внутри самой природы, так и между
отдельной личностью, обществом и окружающей средой. Должно быть выработано
желание обеспечить комфортные условия не только ближайшим, но и всем
последующим поколениям людей.
Тактические
цели и задачи, стоящие перед учителем, прописаны в каждой отдельной программе,
помещенной в данном сборнике.
При
планировании и проведении конкретных уроков по предлагаемым программам учителю
следует исходить из того, что занятия для ученика — не изнуряющая гонка за
оценками, а увлекающее путешествие за знаниями. Только при условии открытости
общения с учителем, свободы высказывания мнений во время дискуссий, при
разумном разнообразии форм и методов проведения занятий возможно достижение
поставленных целей и задач каждого из компонентов представленного комплекса
программ.
Следует
отметить, что для более полной реализации указанных стратегической цели и задач
программы занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по выбору
поэтапно охватывают практически все классы общеобразовательных учреждений (2–10
включительно), то есть контингент обучаемых постепенно изменяется по возрасту и
уровню их подготовки, содержание программ для отдельных классов (особенно это
характерно для I ступени общего среднего образования) построено по принципу
концентров, когда учебный материал усложняется и расширяется из года в год.
В
целом предлагаемые курсы являются интегрирующими по содержанию и объединяющими
усилия учителей смежных дисциплин (географии, биологии, физики, химии и др.) по
формированию у учащихся целостного представления об окружающем мире, их
подготовке к самостоятельной жизни в гармонии с природой, обществом и
хозяйственной деятельностью человека.
Учащиеся должны получить представления о
сущности энергосберегающих мероприятий не только на бытовом уровне, но и в
условиях своего региона, а также применительно к национальной экономике в
целом.
В
основу концепции построения программ занятий по интересам, факультативных
занятий и курсов по выбору положена идея трансдисциплинарности, то есть более
высокого уровня междисциплинарных (межпредметных) связей, о которых традиционно
принято говорить как о двустороннем признаке единства знаний. Одной из
особенностей трансдисциплинарности связей является их социокультурная
детерминация содержания научного знания, которое оказывает существенное влияние
на культурный стиль мышления и поведения обучаемых.
Концепция
трансдисциплинарности при реализации содержания программ должна способствовать
пересмотру и изменению взглядов учеников не только на их повседневные
энергозатраты в семье, но и энергозатраты более значимого уровня: в школе, на
конкретном предприятии, в регионе, отрасли, республике. Ученики должны
осознать, что энергосбережение — это не только, например, замена устаревшего
оборудования и просто экономия материально-энергетических ресурсов, а это образ
мышления.
Целостность
системы изучения проблем энергосбережения и связанных с ними проблем экологии в
общеобразовательных учреждениях представлена в таблице, в которой по классам
указаны формы организации занятий и соответствующие им названия курсов.
Условно
систему работы на всех ступенях общего среднего образования при реализации
программ занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по выбору можно
разделить на следующие этапы подготовки учащихся:
1.
Начальный этап (1–5 классы). Учебные программы на этом этапе реализуются
посредством максимального использования дидактических игр, с передачей
информации в занимательной форме от лица каких-то условных и сказочных
персонажей. Познавательная деятельность учеников основана на восприятии
материала в основном из устных источников, осмысления полученной информации, ее
усвоении в виде знаний и реализации в поведении и поступках.
Особенности
этого этапа — быстрая передача информации с опорой на положительные эмоции, ее
небольшой и мобильный по содержанию объем, педагогическая целесообразность,
дозирование, логическая последовательность. Содержание занятий и проводимых
мероприятий должно базироваться на бытовом и местном материале, который (в силу
возрастных особенностей) наиболее полно и осознанно будет восприниматься
учащимися.
Перечень
возможных форм занятий по вопросам экономии и бережливости для каждого класса
общеобразовательных учреждений
2.
Подготовительный этап (6–7 классы). На этом этапе идет пропедевтическая
подготовка учащихся к более серьезной работе в 8–10 классах над осмыслением
энергосбережения как образа жизни общества в целом и выработкой
соответствующего алгоритма собственного поведения. Предусматривается
активизация и расширение области действий учащихся, вовлечение как можно
большего круга их сверстников и взрослых в энергосберегающие акции, демонстрацию
своей убежденности в методах и формах решения проблем энергоэффективности.
Школьники учатся проведению тематических мероприятий вне своего класса и школы.
Учителю следует максимально разнообразить методы и формы проведения занятий,
при этом особое внимание уделяется коллективным формам работы (урок-диспут,
урок-турнир, урок-игра и т. п.).
3.
Формирующе-обобщающий этап (8, 9 и 10 классы). Учебные программы данного этапа
позволяют систематизировать три основные содержательные линии: как получается и
используется энергия, как можно экономить энергию на производстве и в быту, как
взаимосвязано производство и потребление энергии с проблемами экологии.
Содержание
программ 8–10 классов построено по логической цепочке: получение энергии →
экономное ее использование в быту и на производстве → воздействие
энергопользования на окружающую среду. Структура и содержание занятий в этих
классах при необходимости (как переходной вариант) не исключает независимого их
изучения, т. е. без особых сложностей можно приступать к изучению курсов по
выбору в 9–10 классах без проведения факультативных занятий в 8 классе. В
совокупности указанные три программы объединены одним понятием
«энергоэффективность» и являются пропедевтическими по отношению к последующей
работе учащихся в старших классах над проектами и при подготовке докладов на
научно-практические конференции различного уровня
Занятия
проводятся в рамках отдельных внеклассных мероприятий, работы
научно-практических объединений учащихся по проблемам энергоэффективности, экономии и бережливости,
а также связанным с ними проблемам экологии. Учащиеся ведут исследования и с их
результатами участвуют в конкурсах и научно-практических конференциях
Содержание
занятий предполагает формирование у учащихся системы экологических
представлений и адекватных ориентации по отношению к окружающей среде,
воспитание ответственности за ее устойчивость. Ученики к этому времени лучше
подготовлены к восприятию причинно-следственных связей, так как у них уже
имеется определенный запас сведений по основам наук, достаточный жизненный
опыт, понимание необходимости охраны природы, сформированы основные
энергосберегающие и экологические понятия и представления. Наряду с этим они
овладевают элементами научного мышления: умеют анализировать, сопоставлять,
делать обобщения и выводы. Все это открывает возможность рассматривать
содержательную часть программ этого уровня с достаточно высокой степенью
обобщения.
Эффективность
обучения для данной возрастной категории школьников возрастает в ходе их подготовки
к деловым играм — формам деятельности, имитирующим те или иные практические
ситуации. При использовании элементов деловых игр учащиеся вовлекаются в
ситуацию нравственно-экологического конфликта или экологически ответственного
выбора.
4.
Исследовательский этап (11–12 классы). Как было показано выше (см. таблицу),
для этого этапа характерны элементы деловых игр, конкурсы проектов, участие в
научно-практических конференциях школьников и т. д. Активизация
учебно-воспитательного процесса в форме деловых и ролевых игр позволяет
включить учащихся в реальные жизненные ситуации, развивать их творческие
способности, самостоятельность суждений, умение вести научный спор, вызывать
живой интерес к современным проблемам, участвовать в поиске перспективных путей
их решения.
Работа
с учащимися на этом этапе имеет дифференцированный, а зачастую и индивидуальный
характер (подготовка докладов и рефератов, работ исследовательского характера),
поэтому переход на этот уровень может начаться и раньше. Здесь получает дальнейшее
развитие умений проведения лабораторных измерений и исследований, выполнения
наблюдений и проведения анализов по оценке экологической ситуации в окружающей
среде своего региона, моделирования энергетической и экологической ситуации
региона на компьютере, проведения разного вида мониторингов и т. д.
На
данном этапе возможен переход к единичным узкоспецифичным курсам, реализуемым в
рамках профильного обучения, обеспечивающим условия получения учащимися общего
среднего образования в соответствии с их профессиональными интересами и
намерениями, способностями и возможностями в отношении продолжения образования,
будущей трудовой деятельности.
Здесь
же отметим, что ученики и учителя могут участвовать в региональных и
международных мероприятиях, организуемых в рамках международной образовательной
программы SРАRЕ (ШПИРЭ — школьная программа использования ресурсов и энергии)
при поддержке Норвежского общества охраны природы и INFORSE Europe (Европейская
сеть развития устойчивой энергетики). Основные цели ШПИРЭ в Беларуси — обобщить
и распространить успешный опыт, полученный в ходе реализации образовательных
проектов по энергосбережению в республике и соседних странах, обучить
сегодняшних школьников рациональному пользованию энергией и ресурсами и таким
образом внести свой вклад в снижение энергопотребления в социальной и
коммунально-бытовой сферах.
Например,
на 2007/08 учебный год ШПИРЭ объявила очередной международный конкурс школьных
проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания». Более подробно с условиями
конкурса можно ознакомиться на сайтах http://www.spare.net.ru и
http://www.spare.world.org. С национальным координатором конкурса по Республике
Беларусь можно связаться по электронной почте e-mail: maeva@tut.by или по
телефону +(375-29)-509-61-26.
Таким
образом, разработчики комплекта учебных программ по проблемам экономии и
бережливости стремились сделать их адаптивными к современной энергетической
ситуации в Республике Беларусь, вариативными по возрасту (учебному классу), а
также по сложности (текущим способностям учащихся к усвоению их содержания).
Начиная
с 6 класса, факультативные занятия и курсы по выбору предпочтительно должны
вести учителя физики, так как узловые проблемы тематики содержания программ
гарантируют появление у учащихся массы вопросов, относящихся не непосредственно
к теме курса в узком смысле, а к смежным с ней областям физики и техники. Кроме
того, при организации и направлении исследовательской работы учащихся учитель
должен быть знаком с патентным фондом и узкоспециализированными учебниками,
пособиями, справочниками и энциклопедиями, чтобы он мог квалифицированно
указать учащимся на известность предложенных ими технических решений или
обнаруженных ими явлений, свойств и закономерностей или их возможную новизну.
Изучение
содержания каждой из программ рассчитано на 1 час в неделю. Для оказания помощи
учителю в планировании занятий внутри содержания программ для каждой темы
указано ориентировочное количество часов для изучения ее с учащимися. Учитель
вполне может в разумных пределах корректировать содержание каждой темы, а также
количество часов на ее изучение.
Это
означает, что некоторые вопросы можно дать в ознакомительном плане, а вместо
этого в пределах общего количества часов расширить другие или дополнительно
включить новые вопросы, что особенно касается регионального компонента. Все это
зависит от уровня подготовки учащихся, от актуальности данной темы, местных
условий.
Главное
— сохранить систему и логику занятий, организовать занятия так, чтобы они были
интересными и увлекательными для учащихся и в конечном итоге позволяли выходить
на ведущие цели общего среднего образования: формирование у учащихся
систематизированного представления о мире, обществе и человеке, ценностного
отношения к биосфере, готовности к рациональному природопользованию и
потреблению.
Занятия по экспериментальным программам показали, что школьники с интересом
воспринимают содержание программ, проявляют активность в подготовке к
научно-практическим конференциям. Опыт работы убеждает, что даже в дошкольных
учреждениях дети адекватно воспринимают идеи экономии и бережливости.