Пятница
19.01.2018
22:37
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Электронный центр по энергосбережению ГУО "Средняя школа №31 г.Могилева"
Главная Регистрация Вход
Методические рекомендации национального института образования »
Главное меню

Клуб бережливых

Советы каждый день

Последние события

Поиск по сайту

Полезные ресурсы










Форма входа

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ 

НАЦИОНАЛЬНОГО  ИНСТИТУТА  ОБРАЗОВАНИЯ

 

Важным условием стабильного развития нашего государства является энергетическая безопасность. Пути обеспечения энергетической безопасности четко обозначены в Директиве Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности нашего государства» [1].

 В соответствии с данной Директивой Министерству образования было поручено разработать программы курсов по выбору, факультативных занятий и занятий по интересам, связанным с проблемой энергосбережения.

Комплект указанных программ для учащихся 2–10 классов общеобразовательных учреждений был разработан в установленные сроки и помещен на сайте Национального института образования под общим названием «Учимся экономии и бережливости» [2]. Авторы-разработчики комплекта программ: И. В. Галузо (научный руководитель авторского коллектива), В. А. Байдаков, Е. В. Гречихо, С. П. Докиш, С. В. Зайцев, С. В. Мацкевич, И. Н. Потапов.

 Следует отметить, что в основу содержания этих программ положен многолетний опыт работы учителей Витебской области, которые в постоянном поиске (кстати, на общественных началах) вели эксперимент, апробацию и усовершенствование их содержания и методов работы с учащимися. К моменту официального признания программ экспериментом было охвачено более 50 школ области [3-8].

По своей структуре и содержанию комплект учебных программ нацелен не на столь далекое будущее. Это неотъемлемая часть образования, которая уже сейчас должна способствовать формированию ответственного отношения личности и общества к природе, материальным, социальным и духовным ценностям.

Любой вид деятельности, в том числе по воспитанию и обучению, будет результативным, если он осуществляется целенаправленно и системно. При разработке комплекта программ авторы исходили из общей стратегической цели: воспитать личность, интересующуюся важнейшими тенденциями развития планеты, проблемами окружающей среды, адекватно воспринимающую общественную значимость энергосбережения в аспекте развития бережного отношения к биосфере, а также обладающую чувством ответственности и основами необходимых знаний для решения задач в этих сферах деятельности.

В соответствии с общей целью поставлены задачи:

·        создать у учащихся целостное представление об энергосбережении как единой межотраслевой производственно-экономической системе процессов рационального расходования энергетических ресурсов всех видов и форм;

·        показать необходимость системного подхода к решению проблем энергосбережения и экологии;

·        раскрыть суть государственной политики в области энергосбережения и экологии, показать ее связь с состоянием и развитием мирового сообщества;

·        убедить учащихся в возможности и необходимости их личного участия в решении проблем энергосбережения и экологии;

·        содействовать формированию культуры использования энергии и творческого мышления в отношении изыскания резервов энергосбережения в повседневной жизни;

·        применительно к национальным и региональным условиям показать практические и экономические аспекты организации рационального использования энергоресурсов;

·        сделать акцент на понимание физико-химических и организационных принципов энергосбережения при преобразовании, передаче, распределении и потреблении энергоресурсов всех видов.

Таким образом, занятия по интересам, факультативные занятия и курсы по выбору (как элементы взаимосвязанной и взаимообусловленной системы) должны сформировать у каждого ученика личную заинтересованность в решении проблем энергосбережения и экологии, а также отношения к природе как универсальной ценности, чье существование объективно и не зависит от потребностей человека.

 Каждый учащийся должен обладать способностью понять и объяснить причины взаимодействий как внутри самой природы, так и между отдельной личностью, обществом и окружающей средой. Должно быть выработано желание обеспечить комфортные условия не только ближайшим, но и всем последующим поколениям людей.

Тактические цели и задачи, стоящие перед учителем, прописаны в каждой отдельной программе, помещенной в данном сборнике.

При планировании и проведении конкретных уроков по предлагаемым программам учителю следует исходить из того, что занятия для ученика — не изнуряющая гонка за оценками, а увлекающее путешествие за знаниями. Только при условии открытости общения с учителем, свободы высказывания мнений во время дискуссий, при разумном разнообразии форм и методов проведения занятий возможно достижение поставленных целей и задач каждого из компонентов представленного комплекса программ.

Следует отметить, что для более полной реализации указанных стратегической цели и задач программы занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по выбору поэтапно охватывают практически все классы общеобразовательных учреждений (2–10 включительно), то есть контингент обучаемых постепенно изменяется по возрасту и уровню их подготовки, содержание программ для отдельных классов (особенно это характерно для I ступени общего среднего образования) построено по принципу концентров, когда учебный материал усложняется и расширяется из года в год.

В целом предлагаемые курсы являются интегрирующими по содержанию и объединяющими усилия учителей смежных дисциплин (географии, биологии, физики, химии и др.) по формированию у учащихся целостного представления об окружающем мире, их подготовке к самостоятельной жизни в гармонии с природой, обществом и хозяйственной деятельностью человека.

 Учащиеся должны получить представления о сущности энергосберегающих мероприятий не только на бытовом уровне, но и в условиях своего региона, а также применительно к национальной экономике в целом.

В основу концепции построения программ занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по выбору положена идея трансдисциплинарности, то есть более высокого уровня междисциплинарных (межпредметных) связей, о которых традиционно принято говорить как о двустороннем признаке единства знаний. Одной из особенностей трансдисциплинарности связей является их социокультурная детерминация содержания научного знания, которое оказывает существенное влияние на культурный стиль мышления и поведения обучаемых.

Концепция трансдисциплинарности при реализации содержания программ должна способствовать пересмотру и изменению взглядов учеников не только на их повседневные энергозатраты в семье, но и энергозатраты более значимого уровня: в школе, на конкретном предприятии, в регионе, отрасли, республике. Ученики должны осознать, что энергосбережение — это не только, например, замена устаревшего оборудования и просто экономия материально-энергетических ресурсов, а это образ мышления.

Целостность системы изучения проблем энергосбережения и связанных с ними проблем экологии в общеобразовательных учреждениях представлена в таблице, в которой по классам указаны формы организации занятий и соответствующие им названия курсов.

Условно систему работы на всех ступенях общего среднего образования при реализации программ занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по выбору можно разделить на следующие этапы подготовки учащихся:

1. Начальный этап (1–5 классы). Учебные программы на этом этапе реализуются посредством максимального использования дидактических игр, с передачей информации в занимательной форме от лица каких-то условных и сказочных персонажей. Познавательная деятельность учеников основана на восприятии материала в основном из устных источников, осмысления полученной информации, ее усвоении в виде знаний и реализации в поведении и поступках.

Особенности этого этапа — быстрая передача информации с опорой на положительные эмоции, ее небольшой и мобильный по содержанию объем, педагогическая целесообразность, дозирование, логическая последовательность. Содержание занятий и проводимых мероприятий должно базироваться на бытовом и местном материале, который (в силу возрастных особенностей) наиболее полно и осознанно будет восприниматься учащимися.

Перечень возможных форм занятий по вопросам экономии и бережливости для каждого класса общеобразовательных учреждений

2. Подготовительный этап (6–7 классы). На этом этапе идет пропедевтическая подготовка учащихся к более серьезной работе в 8–10 классах над осмыслением энергосбережения как образа жизни общества в целом и выработкой соответствующего алгоритма собственного поведения. Предусматривается активизация и расширение области действий учащихся, вовлечение как можно большего круга их сверстников и взрослых в энергосберегающие акции, демонстрацию своей убежденности в методах и формах решения проблем энергоэффективности. Школьники учатся проведению тематических мероприятий вне своего класса и школы. Учителю следует максимально разнообразить методы и формы проведения занятий, при этом особое внимание уделяется коллективным формам работы (урок-диспут, урок-турнир, урок-игра и т. п.).

3. Формирующе-обобщающий этап (8, 9 и 10 классы). Учебные программы данного этапа позволяют систематизировать три основные содержательные линии: как получается и используется энергия, как можно экономить энергию на производстве и в быту, как взаимосвязано производство и потребление энергии с проблемами экологии.

Содержание программ 8–10 классов построено по логической цепочке: получение энергии → экономное ее использование в быту и на производстве → воздействие энергопользования на окружающую среду. Структура и содержание занятий в этих классах при необходимости (как переходной вариант) не исключает независимого их изучения, т. е. без особых сложностей можно приступать к изучению курсов по выбору в 9–10 классах без проведения факультативных занятий в 8 классе. В совокупности указанные три программы объединены одним понятием «энергоэффективность» и являются пропедевтическими по отношению к последующей работе учащихся в старших классах над проектами и при подготовке докладов на научно-практические конференции различного уровня

Занятия проводятся в рамках отдельных внеклассных мероприятий, работы научно-практических объединений учащихся по проблемам  энергоэффективности, экономии и бережливости, а также связанным с ними проблемам экологии. Учащиеся ведут исследования и с их результатами участвуют в конкурсах и научно-практических конференциях

Содержание занятий предполагает формирование у учащихся системы экологических представлений и адекватных ориентации по отношению к окружающей среде, воспитание ответственности за ее устойчивость. Ученики к этому времени лучше подготовлены к восприятию причинно-следственных связей, так как у них уже имеется определенный запас сведений по основам наук, достаточный жизненный опыт, понимание необходимости охраны природы, сформированы основные энергосберегающие и экологические понятия и представления. Наряду с этим они овладевают элементами научного мышления: умеют анализировать, сопоставлять, делать обобщения и выводы. Все это открывает возможность рассматривать содержательную часть программ этого уровня с достаточно высокой степенью обобщения.

Эффективность обучения для данной возрастной категории школьников возрастает в ходе их подготовки к деловым играм — формам деятельности, имитирующим те или иные практические ситуации. При использовании элементов деловых игр учащиеся вовлекаются в ситуацию нравственно-экологического конфликта или экологически ответственного выбора.

4. Исследовательский этап (11–12 классы). Как было показано выше (см. таблицу), для этого этапа характерны элементы деловых игр, конкурсы проектов, участие в научно-практических конференциях школьников и т. д. Активизация учебно-воспитательного процесса в форме деловых и ролевых игр позволяет включить учащихся в реальные жизненные ситуации, развивать их творческие способности, самостоятельность суждений, умение вести научный спор, вызывать живой интерес к современным проблемам, участвовать в поиске перспективных путей их решения.

Работа с учащимися на этом этапе имеет дифференцированный, а зачастую и индивидуальный характер (подготовка докладов и рефератов, работ исследовательского характера), поэтому переход на этот уровень может начаться и раньше. Здесь получает дальнейшее развитие умений проведения лабораторных измерений и исследований, выполнения наблюдений и проведения анализов по оценке экологической ситуации в окружающей среде своего региона, моделирования энергетической и экологической ситуации региона на компьютере, проведения разного вида мониторингов и т. д.

На данном этапе возможен переход к единичным узкоспецифичным курсам, реализуемым в рамках профильного обучения, обеспечивающим условия получения учащимися общего среднего образования в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями, способностями и возможностями в отношении продолжения образования, будущей трудовой деятельности.

Здесь же отметим, что ученики и учителя могут участвовать в региональных и международных мероприятиях, организуемых в рамках международной образовательной программы SРАRЕ (ШПИРЭ — школьная программа использования ресурсов и энергии) при поддержке Норвежского общества охраны природы и INFORSE Europe (Европейская сеть развития устойчивой энергетики). Основные цели ШПИРЭ в Беларуси — обобщить и распространить успешный опыт, полученный в ходе реализации образовательных проектов по энергосбережению в республике и соседних странах, обучить сегодняшних школьников рациональному пользованию энергией и ресурсами и таким образом внести свой вклад в снижение энергопотребления в социальной и коммунально-бытовой сферах.

Например, на 2007/08 учебный год ШПИРЭ объявила очередной международный конкурс школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания». Более подробно с условиями конкурса можно ознакомиться на сайтах http://www.spare.net.ru и http://www.spare.world.org. С национальным координатором конкурса по Республике Беларусь можно связаться по электронной почте e-mail: maeva@tut.by или по телефону +(375-29)-509-61-26.

Таким образом, разработчики комплекта учебных программ по проблемам экономии и бережливости стремились сделать их адаптивными к современной энергетической ситуации в Республике Беларусь, вариативными по возрасту (учебному классу), а также по сложности (текущим способностям учащихся к усвоению их содержания).

Начиная с 6 класса, факультативные занятия и курсы по выбору предпочтительно должны вести учителя физики, так как узловые проблемы тематики содержания программ гарантируют появление у учащихся массы вопросов, относящихся не непосредственно к теме курса в узком смысле, а к смежным с ней областям физики и техники. Кроме того, при организации и направлении исследовательской работы учащихся учитель должен быть знаком с патентным фондом и узкоспециализированными учебниками, пособиями, справочниками и энциклопедиями, чтобы он мог квалифицированно указать учащимся на известность предложенных ими технических решений или обнаруженных ими явлений, свойств и закономерностей или их возможную новизну.

Изучение содержания каждой из программ рассчитано на 1 час в неделю. Для оказания помощи учителю в планировании занятий внутри содержания программ для каждой темы указано ориентировочное количество часов для изучения ее с учащимися. Учитель вполне может в разумных пределах корректировать содержание каждой темы, а также количество часов на ее изучение.

Это означает, что некоторые вопросы можно дать в ознакомительном плане, а вместо этого в пределах общего количества часов расширить другие или дополнительно включить новые вопросы, что особенно касается регионального компонента. Все это зависит от уровня подготовки учащихся, от актуальности данной темы, местных условий.

Главное — сохранить систему и логику занятий, организовать занятия так, чтобы они были интересными и увлекательными для учащихся и в конечном итоге позволяли выходить на ведущие цели общего среднего образования: формирование у учащихся систематизированного представления о мире, обществе и человеке, ценностного отношения к биосфере, готовности к рациональному природопользованию и потреблению.

Занятия по экспериментальным программам показали, что школьники с интересом воспринимают содержание программ, проявляют активность в подготовке к научно-практическим конференциям. Опыт работы убеждает, что даже в дошкольных учреждениях дети адекватно воспринимают идеи экономии и бережливости. 
Полезно знать

Проект SPARE

Школа энергосбереж

Архив записей

Наш опрос
Какие лампочки установлены у вас дома?
Всего ответов: 23

Календарь
«  Январь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz