Факультатив-семинар
на тему:
Загрязнение окружающей среды
Глобальная
экосистема представляет собой единое
целое,
в рамках которого ничего не может быть
выиграно или потеряно и которое не может
являться
объектом
всеобщего улучшения: всё, что было
извлечено
из неё человеческим трудом, должно быть
возвращено.
Платежа по этому векселю нельзя
избежать; он может быть только отсрочен.
Б.
Коммонер
Состояние
климата нашей планеты таково, что его изучение не может не быть проблемным.
Проблемное содержание требует и проблемных, активных методов его изучения.
Содержание и методы определяют наиболее подходящие формы работы. Одной из таких
форм является семинар.
Цели
факультатива:
·
Обучающая: проанализировать
влияние различных источников загрязнение на состояние окружающей среды и
сделать обоснованный вывод, к каким последствиям приведёт возрастающее
воздействие человека на окружающую среду; обобщить и систематизировать материал
по указанной теме;
·
Развивающая: развивать
интеллектуальные умения (определение причинно – следственных связей, умение
оценивать глобальные процессы и явления, обобщать, сравнивать, делать выводы);
развивать умения работать с книгой, самостоятельно подбирать материал к докладу
(реферату);
·
Воспитательная: способствовать воспитанию интереса и уважения к природе; осознанию того,
что наша планета уникальна и неповторима и требует бережного отношения к себе;
воспитывать умения правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, а
также выступать перед аудиторией.
Подготовка
к занятию.
За неделю до проведения семинара учитель знакомит учащихся с тематикой
докладов.
Темы докладов (рефератов):
1. Техногенное
загрязнение.
2. Виды
загрязнений окружающей среды. Механическое загрязнение.
3. Химическое
загрязнение.
4. Физическое
загрязнение.
5. Биологическое загрязнение.
Учитель составляет список литературы к теме в целом. Учащиеся делятся на
подгруппы (по 5 человек). Каждая подгруппа выбирает для подготовки одну из тем.
Учитель консультирует учащихся, помогает им подобрать необходимую
литературу, составить план.
Примерные планы рефератов:
1.
Техногенное загрязнение: понятие техносферы, понятие техномассы, соотношение
техномассы и биомассы, мировая статистика.
2. Виды загрязнений
окружающей среды. Механическое загрязнение: терриконы, свалки ТБО.
3. Химическое загрязнение: химическое
загрязнение, аэрозоли.
4. Физическое
загрязнение: звуковое, вибрационное, световое, ионизирующее загрязнение.
5. Биологическое
загрязнение: появление в природе новых разнообразных вирусов.
Учащиеся пишут тексты будущих выступлений, подбирают примеры. Выступления
учащихся на семинаре обязательно должны носить характер свободных высказываний,
для чего написанные ими дома тексты не читаются, а излагаются по планам.
Для того чтобы обсуждение докладов на семинарском занятии сделать более
активным, необходимо потребовать, чтобы учащиеся ознакомились с содержанием
теоретического материала не только по своим темам, но и по теме семинара в
целом. Учащиеся обмениваются докладами, готовят рецензии.
Оборудование занятия:
·
выставка литературы по теме: "Источники
загрязнений окружающей среды” (книги подбирались из школьной библиотеки, личной
библиотеки учителя и детей)
·
подборка иллюстраций, плакатов,
фотографий отображающих глобальные изменения климата и его последствия. (Взяты
из журнала "Дикая природа” №4 2009 год)
·
выставка рефератов учащихся по теме
"Парниковый эффект”, «Разрушение озонового слоя»
·
диск с записями учебного фильма и
презентации
·
перед командами карточка с указанием
выбранной ими темы на данном занятии.
Методы и приемы: проблемный метод, проектирование,
практические методы, беседа, работа с книгой (учебником), наглядные методы,
Литература:
·
Логинов В.Ф. Глобальные и
региональные изменения климата: причины и следствия: монография. Мн.:
ТетраСистемс, 2008
·
Плотников В. В. На перекрестках
экологии. М.: Мысль, 1995
·
Китанович Б. Планета и цивилизация в опасности. М.:
Мысль, 1995.
·
Агесс П. Ключи к экологии. Л.: Гидрометеоиздат, 1982.
·
Лифшиц Л.,
Мелик-Нубаров В. Сброс / / Природа
и человек. 1986. № 9.
·
Толстой М. П. Человек — преобразователь природы. М.: Недра, 1984.
·
Горизонтов Б.
Капитализм и экологический кризис. М.: Политическая литература, 1982.
·
Барабанов В.
Ф. Научно-техническая революция и
судьбы природы. Л., 1979.
·
Винклер X. Мировые ресурсы. М.: Знание,
1996. |